на главную страницу
работа
интернет-магазин



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЛИСТ (Liszt) Ференц (Франц) (1811- 1886) — венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, обществ, деятель. Учился у К. Черни (фортепьяно), А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция). В 1823—35 жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступал с 9-летнего возраста) и началась педагогическая и композиторская деятельность. Общение с видными деятелями литературы и искусства — Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном, В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г.Гейке и др. оказало влияние на формирование его взглядов. Определяющими чертами стиля Листа тали синтез рационального и эмоционального, яркость и контраст образов в соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепьяно. В музыкальном творчестве Лист реализовал мысль о взаимосвязи различных искуств, особенно внутренней связи музыки с поэзией. Создал для фортепьяно «Альбом путешественника» (1836; частично послужил материалом для цикла «Годы странствий»), фантазию-сонату «После чтения Данте», «Три сонета Петрарки» и др. С конца 30-х гг. до 1847 Лист гастролировал с большим триумфом по всем странам Европы. В 1848, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселился в Веймаре, с которым связан расцвет его творческой и музыкально-просветительской деятельности. В 1848—61 были созданы самые значительные произведения Листа , в том числе 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепьянных концерта, соната h-rnoll. Этюды высшего исполнительского мастерства, «Фантазия на венгерские народные темы». Как дирижёр (придворный капельмейстер) Лист поставил на сцене Веймарского театра свыше 40 опер (в т. ч. оперы Р.Вагнера), из них 26 впервые, исполнил в симфонических концертах все симфонии Бетховена, симфонические произведения Г. Берлиоза, Р.Шумана, М. И. Глинки и др.Деятельность Листа встречала противодействие консервативно настроенных кругов Веймара, и в 1858 Лист отказался от должности придворного капельмейстера. С 1861 жил попеременно в Риме, Будапеште и Веймаре. В 1865 он принял сан аббата. Вместе с тем Лист продолжал участвовать в музыкально-общественной жизни Венгрии: был инициатором создания в 1875 музыкальной академии (ныне его имени) и её первым президентом и профессором, содействовал творчеству венгерских композиторов (Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи); способствовал росту молодых национальных музыкальных школ других стран, поддерживал Б. Сметану, Э. Грига, И. Альбениса и др. композиторов. Многогранная творческая деятельность Листа — яркого представителя романтизма — сыграла огромную роль в становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры. В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков (вербункош.) и достижений европейской профессиональной музыки («Венгерские рапсодии», «Героический марш в венгерском стиле», «Погребальное шествие» для фортепьяно , симфонические поэмы, оратории, мессы и др. сочинения). Определяющие принципы новаторского творчества композитора — программность ( Программная музыка) и связанный с ней монотематизм. Программность обусловила обновление композитором жанра фантазии и транскрипции, создание нового музыкального жанра — одночастной симфонической поэмы, отразилась на поисках новых музыкально-выразительных средств, что особенно ярко проявилось в поздний период творчества.